200-125 300-115 200-105 200-310 640-911 300-075 300-320 300-360 642-998 QV_DEVELOPER_01 400-101 700-501 117-201 70-696 700-505 600-199 400-351 300-207 TE0-141 100-105 300-101 300-206 300-070 70-417 210-260 210-060 200-355 300-208 CISSP 300-135 210-065 300-209 70-243 70-480 CCA-500 2V0-621D 210-451 400-051 E05-001 1Z0-052 70-410 640-916 VMCE_V9 810-403 070-464 070-243 700-802 70-246 FCBA GPHR DEV-401 C2090-610 SY0-401 712-50 ADM-201 700-039 312-50 MA0-101 648-244 SK0-004 ASF 70-494 70-673 500-005 1Z0-060 C9560-503 640-875 N10-006 98-367 70-534 NS0-505 70-342 CHFP 070-410 640-878 1V0-603 1Z0-804 C8010-250 312-50V9 C2150-508 98-368 CLOUDF 70-411 70-461 220-901 70-488 070-341 PK0-003 E20-547 70-412 70-686 500-285 CISM 101-400 102-400 PDM_2002001060 JN0-100 642-883 CAP 070-347 Психологические трудности
Главная Психологические трудности

Психологические трудности


Сложности адаптации одаренного ребенка


Как распознать проблему?

 

Одарёнными считают детей, у которых отмечается высокий уровень развития способностей, позволяющий им достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий.

По различным подсчетам, доля одаренных детей составляет 15 - 30% от общей численности. Однако реализовать свои способности и избежать психологических проблем смогут только 5%. Остальные находятся в зоне риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников.

Тревожными симптомами появления у ребенка социально-психологических проблем могут послужить замкнутость и агрессивность. Протест ребёнка против сложившегося к нему отношения сверстников и взрослых, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выражено асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

По мнению германского психолога К.А.Хеллера, в итоге подающий большие надежды ребенок, столкнувшись с непониманием, может начать скрывать свои способности и интересы. Такие дети не верят в свои силы и становятся «недостиженцами», боясь проявить себя и не получить желаемого результата.


Причины дезадаптации

 

Сверстники и учителя

Сверстники нередко негативно реагируют на готовность одаренного ребенка ответить на вопрос учителя, решить любую поставленную задачу. Их так же раздражает отказ одаренного ребенка участвовать в общих играх, которые ему не интересны. Традиционно одноклассники либо недолюбливают и сторонятся отличников, либо пытаются использовать их способности – требуют, чтобы те помогали в решении заданий.

Взрослые же часто, осознанно или неосознанно, воспринимают выдающиеся знания ребенка как угрозу собственному взрослому авторитету.

Диссинхрония

Данное явление может возникнуть на социальном и/или психическом уровнях. Первый уровень выражается «разрывом» между одаренным ребенком и его окружением – быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например, очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в психомоторике, т.е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное развитие «соседствует» с замедленным эмоциональным становлением психики и др.

Отсутствие стимуляции интеллектуального развития

Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз – творческий «взрыв». Чаще всего такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Если школа не достаточно удовлетворяет потребности одаренного ребенка все время узнавать что-то новое, он может потерять интерес к учебному процессу, перестать заниматься.

Завышенные требования

При неверном педагогическом подходе, когда акцент в процессе обучения поставлен не на достижения ученика, а на его ошибки и поражения, у одаренного ребенка может сформироваться чрезмерный уровень самокритичности. Пониженная самооценка, вызванная педантичностью учителей и слишком высокими требованиями к себе, лишает ребенка веры в свои силы и желания развивать способности.

Особенности мышления

Одаренные дети обладают развитым воображением и способностью к рефлексии. С учетом социальных реалий, в которые погружен ребенок, в его психике могут развиваться негативные тенденции к тревожности, нерешительности. Если социальные условия, в которых живет ребенок, негативны, пессимизм и страх перед будущим вырастают из искаженных представлений о мире и размышлений над природой общества.

Проблема конформности

Ощущая отстраненность или агрессию сверстников, требовательность и непонимание старших, ребенок испытывает страх перед социальной изоляцией. Желая одобрения, он стремится казаться таким, как все, как можно меньше выделяться. Одаренный ребенок подавляет в себе одаренность, чтобы адаптироваться в обществе. Однако общество получает от этого только убыток, равно как и сам ребенок.

Одаренному ребенку необходимо не столько общение со сверстниками, сколько общество людей, сходных с ним по уровню интеллекта. Дух здоровой конкуренции должен воспитывать в ребенке уважение к успеху окружающих и четкое знание своих целей. Только в среде равных себе может развиться одаренная, целеустремленная и психологически полноценная личность.