200-125 300-115 200-105 200-310 640-911 300-075 300-320 300-360 642-998 QV_DEVELOPER_01 400-101 700-501 117-201 70-696 700-505 600-199 400-351 300-207 TE0-141 100-105 300-101 300-206 300-070 70-417 210-260 210-060 200-355 300-208 CISSP 300-135 210-065 300-209 70-243 70-480 CCA-500 2V0-621D 210-451 400-051 E05-001 1Z0-052 70-410 640-916 VMCE_V9 810-403 070-464 070-243 700-802 70-246 FCBA GPHR DEV-401 C2090-610 SY0-401 712-50 ADM-201 700-039 312-50 MA0-101 648-244 SK0-004 ASF 70-494 70-673 500-005 1Z0-060 C9560-503 640-875 N10-006 98-367 70-534 NS0-505 70-342 CHFP 070-410 640-878 1V0-603 1Z0-804 C8010-250 312-50V9 C2150-508 98-368 CLOUDF 70-411 70-461 220-901 70-488 070-341 PK0-003 E20-547 70-412 70-686 500-285 CISM 101-400 102-400 PDM_2002001060 JN0-100 642-883 CAP 070-347 Концепция одаренности
Главная Концепция одаренности

Концепция одаренности

Современное определение понятия одаренности

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

 

Признаки одаренности

 

  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;

 

История вопроса

 

История такой отрасли педагогики, как выявление одаренности, насчитывает много веков. В эпоху Возрождения испанский врач Хуан Уарте устанавливал азы профессиональной ориентации, пытаясь разобраться в механизме зарождения способностей к тому или иному роду деятельности. Позднее английский философ и педагог Джон Локк заложил основы мировоззрения эпохи Просвещения. В XIX веке другой выдающийся англичанин Ф.Гальтон установил высокую роль наследственности в получении талантов и способностей. В Европе и Америке XX века проблема была исследована глубже, но со своими специфическими особенностями. Среди психологов и педагогов велась острая полемика по различным признакам, параметрам, структурным компонентам одаренности. Все это подкреплялось широкой практикой работы с одаренными детьми, что позволило делать более фундаментальные выводы в условиях того периода. Психологические модели одаренности были разработаны Дж.Гилфордом, Дж.Рензулли, П.Торренсом и др.

В начале XX и в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей. Постепенно в российской педагогике обозначились следующие основные вопросы для острых научных дискуссий:

  • социальная необходимость выявления и развития одаренности;
  • определение понятия одаренности;
  • происхождение и структура одаренности.

Наиболее яркие имена в истории отечественного изучения одаренности – Б.М.Теплов, Н.С. Лейтес, А.Г. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и др.

В 70-е годы психолого-педагогические исследования в области индивидуальных различий переместились в сферу образования. Школы стали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения. Обнаружились дефицит качественных учебников, программ, нехватка средств и т.д. Однако развитие новых технологий, резкое возрастание спроса на людей, обладающим нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, ускорили преобразования в общественной политике.

 

Основные современные концепции одаренности

 

1. Идея – Концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли

В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик:

  • интеллектуальной одаренности;
  • творческой одаренности или креативности;
  • мотивации или побуждения к деятельности.

Интеллектуальная одаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном по результатам теста интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ), однако в дальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитие умственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем. Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Творческая одаренность или  креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность. «Креативность - пишет П.Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы освещены в исследованиях психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей.

 

2. Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой

Данная концепция ставит акцент на том, что для гармоничного развития личности ребенка прежде всего необходимы теплые и доверительные отношения в семейном кругу. Особенно в первые годы жизни ребенок должен получать от родителей необходимую поддержку и знание о том, что следует делать, а что не следует. Эрик Эриксон (1963), немало сделавший для нашего понимания закономерностей психосоциального развития личности, утверждает, что наиболее важны отношения ребенка, выстраивающиеся в первичной группе (мать, отец, ближайшие родственники) в первые 2 года жизни.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, способную действовать и вызывать реакцию окружающего мира. Ребенок должен вступить в эту фазу развития со сложившейся самооценкой, уже способный чувствовать ответственность за свои поступки.

Когда одаренные дети вступают на следующий этап социализации и создают вокруг себя вторичную группу общения (приятели со двора, одноклассники и т.д.), важно сформировать верный подход к коллективному общению и лидерству. Талантливый ребенок будет тянуться к старшим, более способным и умным детям. Это поможет ему научиться радоваться успехам других, но может негативно повлиять на его лидерские способности. Чтобы восприятие ребенка не было искажено сознанием собственного отличия, следует поощрять его общение со сверстниками, также наделенными определенными способностями.

Эриксон так же отмечает, что использование чувства вины как инструмента для контроля поведения ребенка – ошибочно. Завышенные ожидания родителей могут вызвать у ребенка угнетенное состояние при первой же неудаче, в результате пострадает его самооценка, исчезнет инициативность. Добрая похвала за социальные достижения — терпение, доброту, щедрость — и понимание ошибок и неудач помогут ему избавиться от отрицательного самовосприятия, которое на удивление сильно в одаренных детях школьного возраста.

Одаренные дети особенно нуждаются в развитии самостоятельности, самодисциплины и самоуправления в учебе, поскольку школа зачастую не удовлетворяет их запросов и им приходится заботиться о себе самим. Дабы избежать угрозы социальной и психологической изоляции, родители должны помочь ребенку выработать такую стратегию поведения, при которой он будет радоваться и своим и чужим успехам, замечать и спокойно признавать свои ошибки.

Когда родители обнаруживают одаренность ребенка, они остро чувствуют себя обязанными сделать все возможное для развития его талантов. Некоторые родители становятся чересчур обремененными этой заботой и испытывают чувство вины, если им кажется, что они не совсем с этим справляются. Конечно, здоровая доля внимания к способностям и интересам ребенка желательна. Важна и поддержка этих интересов. Но главный вклад в воспитание заключается в развитии здорового и положительного самовосприятия одаренного ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я-концепции, и, хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим.

Согласно Я-концепции одаренности, родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.

 

Критерии одаренности

 

Рассмотрим классификацию одаренности по различным критериям.

1.      По видам деятельности:

  • в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;
  • в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;
  • в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
  • в коммуникативной деятельности – лидерская.

2.      По степени сформированности:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем самодисциплины, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

3.      По форме проявления:

  • явная одаренность;
  • скрытая одаренность.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.

4.      По широте проявлений в различных видах деятельности:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

5.      По особенностям возрастного развития:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Доказано, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Каждый этап взросления характеризуется специфическим комплексом познавательных потребностей. Можно выделить следующие возрастные особенности:

  • Потребность  в  новых  впечатлениях (дошкольное детство);
  • Развитие  любознательности, выраженной  в  интересе  к определённым занятиям, изучению  конкретного предмета (младший школьный возраст);
  • Познавательная  деятельность, направленная  на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).